Что такое емкость рынка?

Емкость рынка Бизнес с нуля

При управлении предприятием и выборе стратегии деятельности и развития важными факторами являются показатели, характеризующие состояние сферы, в которой осуществляет свою деятельность компания. Одним из таких показателей является емкость рынка. Для чего стоит рассчитывать этот показатель, и зачем понимать, какую долю рынка занимает или может занять предприятие? На эти и другие вопросы касательно емкости рынка будем отвечать в сегодняшней статье.

Введение

Я думаю, что данное понятие известно всем на подсознательном уровне. Когда предприниматель думает что-то открывать, он продумывает, а кому эта услуга или товар нужен, какова потребность, сколько он сможет обеспечить, сколько конкурентов. Учитывая все эти факторы принимает решение открывать данный бизнес или нет. И я подумал что нужно структурировать эти знания для более детальной проработки емкости рынка. Этим мы сейчас с вами и займемся.

Понятие емкости рынка

Емкость рынка – это совокупный спрос всех потенциальных покупателей определенного товара или услуги при конкретном уровне цен. То есть, сколько конкретного товара или услуги вы можете произвести и/или продать на определенной территории. Из данного определения становиться вполне ясно, что больше, чем рынок может переработать (купить), продать вы не сможете.

Любой уважающий себя предприниматель работает с данными показателем, так как от него зависит выбранная стратегия, каждодневные управленческие решения, маркетинговые мероприятия. В общем-то, на все так или иначе данный показатель влияет.

Основные показатели емкости рынка

Чтобы продолжить разбираться с основным понятием, разберемся сначала с тем, в чем он измеряется:

  • В натуральном выражении – количество произведенных или проданных штук (услуг);
  • В денежном выражении – общий оборот по всем проданным товарам в конкретной валюте.

Обязательно необходимо определить территорию, для которой рассчитывается показатель и выбрать рассматриваем период. Обычно за период выбирают год, т.к. на разные товары влияют сезонные факторы.

Динамика

Ситуация с емкостью рынка может иметь всего три варианта развития:

Что такое емкость рынка?
  • Рост;
  • Снижение;
  • Стагнация.

Все три варианта напрямую связаны с тем, какова общая ситуация в экономике города, региона, страны, так и с тем, что происходит с конкретной отраслью. Как пример, рост продаж может быть связан с увеличением общей покупательской способности населения.

Исходя из этого, есть возможность рассчитать как реальную емкость рынка (действительная ситуация в конкретный момент времени), так и потенциальную (нереализованные потребности клиентов в конкретном сегменте). Существует множество факторов, которые могут повлиять на изменение показателя, как в большую, так и в меньшую сторону.

Факторы, влияющие на динамику показателя

Рассмотрим сейчас конкретные факторы, которые влияют на изменение расклада на рынке конкретного товара или на отрасль в целом.

Во-первых, необходимо выделить 2 большие группы:

  • Общие социально-экономические (также называют макроэкономическими): объем и структура товарного производства, ассортимент и качество товаров (услуг), размеры импорта и национального производства, покупательская способность и т.д.;
  • Иные факторы (еще их называют специфическими): погодные условия, модные тенденции, традиции – то есть все, что может косвенным образом повлиять на размер емкости рынка.

Все факторы, находятся в очень сложной и тесной взаимосвязи и, порой, по-отдельности, могут и никак не повлиять на ситуацию на рынке. Но совместно создают варианты, при которых изменение одного фактора, тянет за собой изменение другого или других. И некоторые факторы могут изменить и саму емкость, и структуру всего рынка. Другие же могут повлечь только структурные изменения.

Как рассчитать емкость рынка?

Здесь возникает сразу первый вопрос: с чего вообще начать? Чтобы определить величину конкретного рынка, необходимо собрать первичные данные и определить некоторые ключевые показатели:

  • Рассчитываемый период: месяц, квартал, год;
  • Обозначить территорию;
  • Выявить целевую аудиторию;
  • Выбрать товарную группу;
  • Определиться с единицей измерения (в натуральном или денежном выражении).

Данная работа, в основном, производится силами маркетингового отдела (маркетолога) или самим владельцем бизнеса.

С математической точки зрения наш показатель вычисляется следующим образом:

Е (емкость рынка в шт. или валюте) = М (количество проданного товара ежегодно в шт.) * С (стоимость товара, в валюте)

И так, мы узнали, что такое емкость рынка и теперь узнаем, как она определяется.  Для этого рассмотрим основные методы расчета.

Метод «Снизу-Вверх»

С помощью данного метода, мы определяем искомый показатель, основывая расчеты на уровне спроса за текущий период. Есть 3 различные формулы, которые, тем не менее очень похожи:

  • Е (в тыс. шт. за период) = кол-во человек (тыс.) * потребление товара за период (в шт.);
  • Е (размер рынка за период N в валюте) = кол-во человек целевой группы (тыс.) * норма потребления продукции за период N;
  • Е (размер рынка в единице объема) = кол-во человек целевой группы (тыс.) * объем товарной упаковки (среднее значение) * норма потребления продукции за период N.

Метод «Сверху-Вниз»

Здесь отбираются все участники конкретного сегмента, и анализируется их объем продаж за определенный период времени. Если рынок очень большой, то за основу можно взять основных игроков в данной сфере.

В данном случае формула будет выглядеть следующим образом:

Е (единица измерения) = Общая сумма проданной продукции всех участников рынка, выраженная в розничной цене.

Метод оценки «По реальным продажам»

Для этого при анализе используются чеки реальных покупателей, приобретающих конкретный товар. Целесообразность использования этого метода есть только в крупных торговых сетях. При этом данные, получаемые по результатам анализа одной крупной сети, можно расширять до значения всей страны и они будут достаточно точны.

Итогом всех расчетов станут четкие данные, на основе которых будут приниматься стратегические управленческие решения, а также корректироваться задачи предприятия вплоть до ежедневных. Так как каждый день закладывается фундамент для будущего успеха и, зная емкость рынка конкретного товара или целого товарного направления, вы сможете грамотно определить вектора развития вашего предприятия.

Заключение

Самое главное не лениться просчитать емкость рынка в своем направлении. Да на это нужно будет потратить деньги (на маркетинговые исследования), но поверьте это не что по сравнению с теми деньгами которые вы можете потерять если откроетесь и поймете что сбыта нет.

На этом у меня все, не забывайте подписываться на обновления блога и делиться статьями с друзьями в соц. сетях.

Оцените статью
Блог Посудевского Максима
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
Просмотреть все комментарии
0
Жду ваших комментариевx
()
x