Как спасти бизнес в период пандемии коронавируса

Бизнес во время коронавируса Полезное
За то время, что я занимаюсь бизнесом, я пережил два кризиса 2008 и 2014 и в обоих случаях мы выжили. Пришлось конечно переквалифицироваться, подстроится, но мы выжили. Поэтому опыт спасать бизнес у меня есть. Держите несколько рекомендаций как спасти бизнес во время коронавируса.

Самое главное осознать, что не все потеряно, нужно искать выход. Необходимо активизировать все внутренние ресурсы. Если до этого все работало в автономном режиме, то сейчас владелец бизнеса непосредственно должен учавствовать в антикризисных мерах компании. Контролировать процессы, вдохновлять свою команду, искать выход, трансформировать бизнес, в общем делать все, чтобы спасти свой бизнес и команду.

Кто-то видит причину, а кто-то видит возможность!

Повышайте доходы

Важно понять, что все поменялось. Передвижение по городу затруднено, а в каких то регионах и вовсе запрещено. Люди сидят дома, изредка выходят на улицу. В этой ситуации нужно понять, что приоритеты и потребности у людей поменялись. Из этой ситуации и нужно исходить:

  • Реклама прямо под носом у людей. В лифтах, подъездах, на досках информации в фойе подъездов. Там где сейчас люди проводят максимальное время.
  • Перевести бизнес в онлайн. Даже мы продавая технику б/у в наших магазинах Первый бытовой, организовали продажу техники онлайн. А казалось бы, как продать б/у технику, если клиент не может ее посмотреть и потрогать. Но мы это сделали.
  • Доставка товара. Организуйте доставку товара клиенту. Желательно это делать бесплатно, тогда у клиента будет меньше сомнений. Мы именно так и делаем.
  • Создание и ведение новостных ресурсов или рубрик. Выкладывайте в свои группы актуальные новости с хеш тегами по ситуации в вашем регионе. Создавайте тематические группы с актуальных контентом. Люди сейчас сидят дома, соцсети бьют рекорды по посещаемости. Люди ищут что же там нового произошло, либо ищут что-то, чтобы отвлечься. Сможете привлечь людей, сможете им показывать свою рекламу более нативно.
  • Новые товары или услуги. Возможно стоит ввести новые товары или услуги актуальные в этот период.
  • Анализ конкурентов. Анализируйте что делают конкуренты, возможно вам даже думать не придется и за вас все придумают.
  • Уделите больше внимания обслуживанию. Привлечь нового клиента всегда дороже, чем удержать старого.
  • Парето в действии. Сократите затраты человеческих и финансовых ресурсов на товары или услуги которые приносят минимальную прибыль. Тут стоит вспомнить закон Парето: 80% прибыли нам приносят 20% постоянных или крупных клиентов, а это означает что на оставшиеся 20% прибыли, мы тратим 80% усилий. Это значит, что если из 10 позиций, 80% прибыли нам приносят 2-3 позиции, то на них и следует акцентироваться период кризиса.
  • Поиск новых партнеров. Ищите партнеров для совместных рекламных акций. В ситуации когда большая часть бизнеса в упадке, большинство будут только рады сотрудничать.
  • Нанимайте лучшие кадры. Бизнес во время коронавируса переживает тяжёлые времена и многих хороших, а возможно даже топовых сотрудников увольняют. Это отличный шанс, чтобы пополнить ряды продажников профессионалами.
  • Уделите время обучению сотрудников. Во время карантина важен каждый клиент. Объясните это вашим сотрудником и научите их правильно общаться. Это особенно важно, т.к. раньше сотрудники общались лицом к лицу, а сейчас через чаты или по телефону.
  • Создайте сайт компании. Если у вас все еще нет сайта, то обязательно сделайте его. Я не знаю как вы занимаетесь бизнесом в 21 веке, но сейчас самое время заняться вопросом представления компании в интернете.

Читайте также
Как спасти бизнес в период пандемии коронавируса 1
Что такое эмоциональное выгорание и как с ним бороться
 

Сокращайте расходы

Сокращение расходов должно быть обдуманным и взвешенным решением. Иначе «насокращать» можно так, что спасать будет не чего. Есть то на чем можно экономить и то что убьёт ваш бизнес если на этом экономить. Аренда, безусловно является большой частью расходов почти любого бизнеса, поэтому мы написали письма всем своим арендодателям еще в середине марта, с просьбой снизить аренду на 50%. Возможно придется просить вообще освободить от аренды. Арендодатели у которых снимаем помещения под сервисные центры и магазины согласились и пошли на встречу. А вот в ТЦ не стали снижать аренду. Ниже еще несколько вариантов по снижению расходов во время коронавируса.

  • Снижение арендной платы. Внимательно изучаем наш договор аренды. Т.к. официально ни карантин ни ЧС не ввели, аренду мы должны оплачивать согласно договору, т.к. происходящее сейчас не является форс-мажором. Ищем в договоре слова типа: обстоятельства, которые препятствуют ведению коммерческой деятельности. А вот под такую трактовку уже ситуацию с пандемией коронавируса можно подвести и не платить аренду ссылаясь на этот пункт договора.
  • Стоп рекламы направленной на продвижения товара и имиджевой рекламы. Остановить имиджевую рекламу, а также рекламу тех услуг или товаров которая направлена на продвижение. То есть, всей рекламы, которая не приводит к конверсии в клиента. Должна остаться только та реклама, которая приводит клиента прямо сейчас.
  • Увольнение или вынужденный отпуск. Увольте, отправьте в вынужденный отпуск или переквалифицируйте сотрудников без которых организация может справиться и не потерять в качестве.
  • Договаривайтесь о снижении стоимость любых услуг подрядных организаций. Например мы договорились о скидке в компании которая обслуживает наши сервера. Если подрядчик не идет на встречу, то сейчас очень много других ребят хотят заработать и поэтому выставляют предложения по заманчивым ценам.
  • Переезжайте в более дешевое и лучшее по расположению помещение. Если арендодатель не пошел вам на встречу, то сейчас освободятся большое количество хороших и может даже топовых мест для аренды по сниженным ставкам. Возможно стоит подумать о переезде если это не затратно и сэкономит на аренде больше денег.
  • Временное снижение ЗП. Возможно придется снизить ЗП сотрудникам или попросить отсрочку выплаты части зарплаты. Мы сейчас все в одной лодке. Если компания закроется, люди потеряют работу и еще долго не смогут найти другую. Сотрудники должны это понимать.

Стимулируйте отдел продаж

Как не крути, а отдел продаж всегда будет одним из важнейших отделов бизнеса, будь это продуктовый магазин или компания продающая акции. В обычных условиях, когда жизнь идет своим чередом, многие отделы недорабатывают и довольствуются тем что есть. В период пандемии коронавируса, такое поведение непозволительно. Поэтому нужно стимулировать отдела продаж и адаптировать их работать в условиях кризисной ситуации. Особенно это важно при удаленной работе. Т.к. контролировать сотрудников становится труднее, особенно если вы раньше этого не делали.

Введите CRM если ее все еще нет. Этот инструмент невероятно облегчает жизнь и увеличивает доходы, если он правильно настроен и правильно используется. Нередки случаи когда при вводе CRM прибыль увеличивалась в 10 раз, а то и больше. Вот несколько преимуществ, которые получит ваша компания с правильной CRM:

  1. Ни одна сделка не пройдет без внимания. Любой контакт с клиентом фиксируется и результат этого контакта тоже.
  2. Четкий контроль обязательств перед клиентами (перезвонить, отправить что-либо, согласовать что-либо и т.д., система сама напомнит менеджеру что нужно сделать).
  3. Возможность постройки воронки продаж. Что помогает проследить ход продаж в динамике и вовремя заметить слабые места, которые нуждаются в корректировки.
  4. Правильная аналитика расходов на рекламу. Руководитель всегда знает на какой инструмент сколько потратили и сколько он принес денег.
  5. Анализ эффективности сотрудников. CRM позволяет увидеть, кто из сотрудников чем занят, какая у кого нагрузка, и насколько эффективен каждый.
  6. Безопасность. Как правила в хороших CRM системах тяжело передать базу клиентов третьим лицам.
  7. Управление бизнесом в одной программе. Хорошая CRM позволяет следить за всеми составляющими бизнеса – проектами, сотрудниками, ведением клиентов, всеми коммуникациями, финансовой составляющей, документооборотом, временем, сайтами, рассылками и еще многое другое.

Список из плюсов можно продолжать очень и очень долго, это тема для отдельной статьи.

Читайте также
Как спасти бизнес в период пандемии коронавируса 2
Как создать прибыльный бизнес-план и не прогореть?
 

А теперь самое ВАЖНОЕ. Извлеките как можно больше плюсов из сложившейся ситуации. Как бы это не казалось невозможным, не паникуйте, подумайте как можно поднять бизнес во время коронавируса? Критические и стрессовые ситуации позволяют нам действовать не ординарно. Нехватка денег, заставляет трансформировать бизнес, находить выход из казалось бы безвыходных ситуаций, чего в нормальной обстановке не произошло бы. Вы начинаете понимать, что можете гораздо больше чем думали. Используйте ситуацию в свою пользу. Помните, наибольшее количество миллиардеров появляется в кризисные времена.

Что произошло с вашим бизнесом в период пандемии коронавируса?
Пришлось закрыть бизнес (или временно заморозить).
0%
Бизнес просел примерно на 90%.
20%
Бизнес просел примерно на 50%.
60%
Не чего не поменялось.
20%
Кризисная ситуация мне на руку, мой бизнес вырос.
0%
Проголосовало: 5
Посудевский Максим
Посудевский Максим
Задать вопрос
Если вам понравилась статья, поделитесь ей с друзьями в соц. сетях. Вопросы можете задавать в комментариях.
Оцените статью
Блог Посудевского Максима
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
Просмотреть все комментарии
0
Жду ваших комментариевx
()
x